О проекте
В 2002 году был заложен первый камень в основание нелидовского храма в честь святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. За основу проекта новой церкви в г. Нелидово воронежские архитекторы взяли разрушенный в 60-е годы ХХ-го века храм, существовавший в Троице-Сергиевой Пустыни г. Санкт-Петербурга. Этот огромный храм Воскресения Христова (на 2 500 человек), возведённый в 1884 году в византийском стиле стараниями архимандрита Игнатия (Малышева) совместно с профессором Академии художеств А.А. Парландом, был настоящим украшением обители. Время освящения храма Воскресения Христова можно считать лучшим временем Троице-Сергиевой Пустыни. Никогда обитель не была так красива и знаменита, как в это время. Из северных монастырей России Пустынь считалась лучшей. Предлагаем небольшой экскурс в историю этой прекрасной обители.
Троице-Сергиева Пустынь, впоследствии ставшая первоклассным монастырём, была основана осенью 1732 года, в то время, когда в России под влиянием новых идей, навеянных западом, принимались меры к ограничению числа монашествующих и монастырей.
Основателем монастыря был настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Варлаам (Высоцкий), духовник императрицы Анны Иоанновны, которому она отдала приморскую дачу своей сестры Екатерины Иоанновны в вечное владение. Новая обитель располагалась на южном берегу Финского залива, на 19 версте от Петербурга, и в первые годы называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей.
Первую в Пустыни деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённую из усадьбы царицы Параскевы Федоровны, архимандрит Варлаам освятил в мае 1735 года во имя преподобного Сергия Радонежского. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. Пустынь была приписана к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чем было узаконено её существование.
После смерти своего основателя обитель 15 лет оставалась фактически без присмотра; жизнь в ней едва теплилась. Настоятели Лавры временами забывали о её существовании, и братия с трудом находила средства к существованию. Доходило до того, что насельники просили перевод из Пустыни в любое место.
Однако, начиная с 1754 года, архимандриты Лавры начинают уделять внимание Пустыни. При архимандрите Афанасии (Вольховском) и, после него, при архимандрите Гедеоне (Криновском) была обновлена Сергиевская церковь, а также, в 1760 году, по проекту П.А. Трезини, под смотрением Б. Б. Растрелли, был завершён пятиглавый каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы. При следующем архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) был окончательно отделан Троицкий Собор, на освящении которого, 10 августа 1763 года, присутствовала императрица Екатерина II с сыном Павлом. Главной святыней храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского, привезённая основателем обители из Троице-Сергиевой Лавры.
За последующие 70 лет внешне Пустынь значительно возросла, хотя за это время можно было добиться лучших результатов. Причина столь медленного роста монастыря заключалась в частой смене настоятелей (30 настоятелей за 70 лет), а также совмещение настоятелями управление обителью с другой деятельностью. Это были то ректора семинарии, то учёные архимандриты, вызываемые в столицу для несения череды Богослужений и проповеди, то законоучители разных учебных заведений. Монастырские строения приходили в ветхость, а новые воздвигались редко. Монашествующих в монастыре было мало, да и за теми не было настоятельского надзора. Современники говорили, что монастырь находился в запустении. Однако в конце 1833 года в жизни Пустыни произошло событие, сильно повлиявшее на её историю.
1 января 1834 года, по приказанию императора Николая Павловича, настоятель Пельшемского Лопотова Вологодского монастыря игумен Игнатий (Брянчанинов) был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой Пустыни, с настойчивыми пожеланиями высших властей видеть обитель в цветущем состоянии и образцом монастырей в глазах столицы, а 5 января архимандрит Игнатий выехал в Пустынь в сопровождении нового келейника Ивана Васильевича Малышева.
Уже за первые два года в монастыре произошли значительные перемены в лучшую сторону. Благодаря неутомимой и вдохновенной деятельности архимандрита Игнатия, был отремонтирован Троицкий собор. Монастырские земли, до этого времени сдававшиеся в аренду из-за нехватки рабочих, стали обрабатывать своими силами.
Приводя в образцовый порядок строения и хозяйство, архимандрит не забывал и о внутренней жизни обители. Для монахов были устроены прекрасные келии, хороший стол и созданы все условия, необходимые для монастырского быта. В монастыре была введена абсолютная чистота, поддерживавшаяся и следующими настоятелями.
Высшие духовные власти, видя, что архимандрит Игнатий мудро управляет обителью, назначили его в 1838 году благочинным монастырей.
Внешнее величие и внутреннее изящество возобновляемых и вновь построенных храмов дали архимандриту Игнатию возможность привести богослужение и церковное пение в образцовое состояние. Благодаря помощи протоиерея Петра Ивановича Турчанинова и директора придворной певчей капеллы Алексея Федоровича Львова, пение в Пустыни стало идеальным.
Строгое уставное богослужение и прекрасное пение вызвали в обитель новый поток богомольцев и любителей хорового пения. Жители столицы ещё больше полюбили Пустынь. Знать Петербурга избрала монастырь местом погребения своих родственников, устраивая фамильные склепы под храмами или рядом с ними. В Пустыни были погребены родственники Суворова: внук, генерал-губернатор Петербурга князь Александр Аркадиевич Суворов; дочь, графиня Наталья Александровна Зубова; канцлер Российской Империи, князь А.М. Горчаков; министр просвещения А.С. Норов; генерал-адъютант П.А. Чичерин, архитектор А.М. Горностаев, по несколько человек из фамилий Голенищевых-Кутузовых, Кропоткиных, Апраксиных, Плещеевых, Нарышкиных, Юсуповых, Мятливых, Данзас, Зубовых, Штакеншнейдеров, Ольденбургских… Из духовных лиц – митрополит Иоасаф (Булгак), архиепископ Полоцкий и многие другие.
Заботясь о внешнем украшении и о красоте богослужения, настоятель много внимания уделял и внутреннему созиданию Пустыни. Он старался воспитать монахов в духе, объединяющем воедино всех насельников монастыря, старался привить людям хорошие традиции и строгую христианскую мораль, с чем бы они никогда не расставались. Прекрасное знание святоотеческих творений и личный духовный опыт помогали отцу Игнатию правильно руководить жизнью вверенных ему монахов.
Состояние Пустыни было цветущим, но здоровье о. Игнатия угасало. С весны 1847 года он начал просить об увольнении на покой, но Господь благословил ему епископскую кафедру. 27 октября 1857 года архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского для приведения епархии в надлежащее состояние.
Следующим настоятелем Пустыни стал бывший келейник архимандрита Игнатия (Брянчанинова) о. Игнатий (Малышев), успешно продолживший дело возвышения и украшения обители.
Образцовое ведение хозяйства позволило Троице-Сергиевой Пустыни вести большую благотворительную деятельность. В обители действовали инвалидный дом, школа, больница, странноприимная, бесплатная аптека, во время войны открывался госпиталь.
После октябрьского переворота 1917 года число братии стало сокращаться, так как прежние монахи отходили, а новых поступлений не было. К тридцатым годам монастырь опустел и в 1931 году прекратил своё существование.
За время безбожной власти монастырское кладбище уничтожалось варварски и планомерно. Из всех памятников чудом сохранился увенчанный фигурой святого Апостола Петра опустошённый и осквернённый склеп, где некогда покоился прах генерала-адъютанта П.А. Чичерина, и крест над могилой архитектора А.М. Горностаева.
После Великой Отечественной войны были окончательно разрушены и разобраны часовни во имя Тихвинской и Рудненской икон Божией Матери, Покровская (Кочубеевская) церковь, Воскресенский и Троицкий соборы, несмотря на то, что к моменту сноса Троицкого собора уже был готов проект реставрации этого памятника архитектуры XVIII века. Сильно пострадали от различных перестроек другие монастырские здания. И только в 1973 году изуродованный архитектурный комплекс был поставлен под охрану государства.
В истории Пустыни есть малоизвестные духовные жемчужины. В обители начинал свой подвижнический путь святой Герман Аляскинский, в 1813-1816 годах настоятелем был будущий святитель св. Иннокентий Пензенский (прославлен в 2000 г.), многие настоятели заняли архиерейские кафедры.
В 1993 году в Пустыни появились первые насельники, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в возвращенном храме прп. Сергия Радонежского состоялась первая служба. В этом же году было принято решение о поэтапной передаче всего монастырского комплекса Русской Православной Церкви, которая в 2002 году была полностью завершена.
На фото: виды храма Воскресения Христова в Троице-Сергиевой Пустыни под Санкт-Петербургом. Фотографии конца XIX – начала ХХ века.
Добавить комментарий