Наши земляки в некрополе Троице-Сергиевой лавры
Из архива краеведа Н.В. Николаева
Наши земляки в некрополе Троице-Сергиевой лавры
Два города – Нелидово и Сергиев Посад – в Международный день музеев с большой признательностью отметили память моей родной сестры Т.В. Николаевой, отдавшей музейному делу всю свою творческую жизнь. Взволнованно и сердечно поведала об этом Галина Васильевна Дранишникова в эссе «При свете икон и лиц».
В газете же Сергиева Посада вышла целая страница с воспоминаниями последователей и коллег Татьяны Васильевны по музею: Т. Манушиной, Л. Спириной, Ю. Байковского.
Боюсь быть нескромным, но не могу не выразить искренней благодарности авторам публикаций, которые высоко оценили труд и личность сестры.
Пользуясь случаем, хотелось бы кое-что дополнить в той части материалов, которая касается нашего города и края в целом.
I. Людям и науке
Дело в том, что Татьяна Васильевна, кроме археологии, древнего русского искусства и его специфического вида – мелкой пластики, занималась и народным искусством нашего края, а также Вышневолоцкого, Ржевского, Бельского, Жарковского районов. Много вещей она вместе с другой сестрой, Любовью Васильевной, и частично с моей помощью собрала для музеев Нелидово и Сергиева Посада. Всё это были творения наших простых людей из деревенской глубинки.
Хочу напомнить землякам, что подаренные ими экспонаты хранятся в фондах и экспозициях музеев. Все они снабжены подробным описанием времени и мест приобретения, указанием личностей дарителей. В специальных докладах содержатся и предварительные обобщения о наших местных школах ремёсел и искусств, их своеобразной технике и эстетической выразительности.
Ряд таких предметов (прялицы, некоторые образцы ткачества и вышивки) присутствует в тематических каталогах и научных статьях.
Среди особо оригинальных вещей помнятся швейки из д. Ковалёво, тканые подборы (д. Завитиевка), образцы и штампы набоек по холсту (д. Сёлы), вязаные скатерти (дд. Бабинино и Бибирево), тканые одеяла (д. Бурцево) и разнообразная коллекция рубах, саянов, полотенец из дд. Горки, Казаково, Понизовье и ряда других.
Одним словом, наши экспонаты служат людям и науке и нередко поражают своей неповторимостью.
В г. Ржеве были обнаружены редкие экземпляры старопечатных книг, в Вышнем Волочке – меднолитые иконки самых разнообразных видов, а прялица из деревни Зикеево (Жарковский район) поразила своей патриархальностью (сделана из цельного дерева с большим корнем) и орнаментом по самым древним мотивам.
За всем этим просматриваются глубокие народные традиции, изучать и оберегать которые особенно важно в наши разрушительные для народной культуры дни.
Как можно скорее нужно восстанавливать и преобразовывать экспозиции нашего музея, уберечь район от растаскивания памятников искусства и народного быта по бессистемным коллекциям других учреждений и частных лиц.
Особенно же хочу обратить внимание на мало- или совсем неизвестные исторические детали, с которыми сталкиваются нелидовцы при различных экскурсиях и поездках по древним городам, но не связывают увиденное с нашим краем.
Сама эта тема очень широка, если коснуться погребений в святая святых России – Троице-Сергиевой лавре.
Да, некрополь лавры полностью уничтожен за годы советской власти. Убережена лишь малая часть могил и памятников, но мы должны знать, что там имелось от нашей древности, наших земляков. И, пожалуй, это лучше сделать отдельно.
II. Роды и традиции
В списке погребенных в Троице-Сергиевой лавре с момента её основания до 1880 года значатся 893 фамилии. Быть похороненным здесь считалось высокой честью. Она была оказана многим нашим землякам, а также крупным деятелям и воеводам, отдавшим свои жизни за воссоединение Смоленска и Смоленской земли с Россией.
Лавра стала традиционной усыпальницей самых знатных княжеских и боярских родов, да и наших князей Бельских. Здесь, внутри церкви Сошествия Св. Духа, в бывшем Предтеченском приделе, погребена жена князя Ивана Дмитриевича, Марфа (19 ноября 1568 года) и сам князь (4 мая 1571 года), последняя из влиятельнейших фигур своего рода.
А о нём необходимо рассказать чуть подробнее по многим обстоятельствам, особенно для тех, кто не очень искушён в генеалогии знатных людей прошлого, хотя и поют о них модные песни про корнетов и поручиков.
Так вот, напомним: согласно табели о рангах знатности до 1917 года на первом месте значились потомки первого князя Рюрика – Рюриковичи, за ними следовали бояре Новгородские, связанные родством с царствующим домом Романовых (их общий предок — Андрей Кобыла), дальше шли Гедиминовичи – Ольгердовичи, другие русские роды (по древности и заслугам) и завершают этот самый «бархатный» (как говорилось по родословной книге) слой владетельные князья, ханы, мурзы, бояре и т.д., выехавшие из нерусских земель.
Князья Смоленские, в прямом смысле, и многие князья Смоленской земли в этой иерархии занимали особое место. Собственно Смоленские князья все были из рода Мономаха – прямого Рюриковича, а князья Смоленской земли с одной стороны были (через князей Полоцких) боковой ветвью Рюриковичей, с другой – потомками великих литовских князей Гедимина и Ольгерда, стоявших по почёту наравне с царствующей династией, или уж, во всяком случае, идущие вслед за ней.
Смоляне-Рюриковичи – это особая ветвь – Ростиславичи. Из неё вышло множество знатных фамилий: Оболенские, Глинские, Шуйские, Мстиславские, Одоевские и др.
Из Гедиминовичей – Ольгердовичей (а всего их ветвей очень много, так как и у отца Гедимина, и у сына Ольгерда было по нескольку жен и до 12 детей у каждого) выделим две линии: князей Бельских и Трубецких.
Трубецкие – это прямые потомки Дмитрия Ольгердовича (он княжил в Брянске и Трубчевске), участника Куликовской битвы. В его рати сражался и родоначальник Нелидовых. Так что с этой стороны род Трубецких родственен нам исторически. Кроме того, Трубецкие связаны с Нелидовыми и родственно.
Бельские – такие же Ольгердовичи, как и Трубецкие. Они берут своё начало от Владимира (по некоторым источникам – Станислава) Ольгердовича. И Дмитрий, и Владимир – сыновья (всего их было пять, в том числе и Ягайло, король Польский) одной матери – княжны Ульяны Тверской. Так что все эти роды близки нам и по Твери.
Из рода Трубецких (иногда указывают и Бельских) вышел князь по прозвищу Голица. А от него – известная ветвь Голицыных, поручик из которой стал героем нынешней модной песни. Таким образом, говоря о наших «земляках», мы вправе иметь в виду как смоленских Рюриковичей, так и некоторых Ольгердовичей, прежде всего потомков Дмитрия и Владимира.
Этот попутный, но несколько отвлекающий экскурс требуется для того, чтобы лучше ориентироваться в теме.
Троице-Сергиева лавра – это родовая усыпальница Трубецких, Голицыных, Глинских. Там погребены пять представителей Глинских, 17 – Голицыных (в том числе и сам родоначальник – князь Михаил Иванович Булгаков-Голица, 38 лет томившийся в литовском плену – по 1552 г. и окончивший жизнь монахом той же лавры), 12 – Трубецких.
Кроме указанных выше князя И.Д. Бельского и его жены Марфы, в лавре погребены Иван Михайлович Морткин (1551 г.) из рода Бельских, князь Григорий Петров сын Бельский, его сын Дмитрий (1611 г.) с женой Домникеей (1612 г.).
Там же погребены герой Смоленской обороны боярин М.Б. Шеин и пять его родовичей, ряд представителей рода Бутурлиных, воеводы из рода которых освобождали наш край от Литвы в 1628 году.
Нельзя не упомянуть и самую знатную фамилию России. В лавре нашли последнее прибежище: Анисия Иванова дочь Пушкина (1595 г.), Мария, жена Гавриила Григорьевича Пушкина, служившего воеводой и в городе Белом, и его сын Фалафей по прозвищу Богдан (1616 г.).
Нелишне знать также, что земля лавры приняла знаменитого богослова и иконописца Максима Грека, описателя жизни Сергия Радонежского, Пахомия Логофета, трёх предков Дмитрия Пожарского. Сюда же были перенесены из Варсонофьего монастыря (1606 г.) останки царя Бориса Годунова, первоначально погребенного в Архангельском соборе Кремля. С ним же рядом похоронены (или также перезахоронены) его жена Мария, дочь Григория Скуратова-Бельского (1606 г.), сын Фёдор (1606 г.) и дочь Ксения (1622 г.).
Как уже говорилось, не все эти могилы можно увидеть в натуре. Многие надмогильные плиты с надписями и орнаментами извлекались из-под завалов и обломков благодаря настойчивости Татьяны Васильевны Николаевой. Они и стали основой вновь созданного ею же археологического отдела тогда Загорского музея-заповедника.
Находки позволили сестре написать серию научных статей, которые были опубликованы в журнале «Советская археология». Комплекты журналов за 15 лет переданы мною в дар нашей городской библиотеке, а ныне они находятся в городском архиве.
И в заключение заметим. В первые годы смуты и польско-литовской интервенции только три города выдерживали длительную осаду и являлись примером стойкости и мужества. Это были Смоленск, Белый и Троице-Сергиева лавра. Так что наш край может гордиться своими традициями.
Николай НИКОЛАЕВ, краевед
Добавить комментарий