В гостях у участника освобождения поселка и района
В детстве почему-то наряду с другими праздниками одним из самых любимых был День Победы. Мы самостоятельно учили стихи, песни о войне, а потом устраивали концерты для ветеранов прямо во дворе. А они, в свою очередь, нам рассказывали разные истории из своей жизни. Порой очень тяжелые, страшные. Мы слушали и плакали. Мы с детства гордились победой наших дедов, мы были им благодарны, мы восхищались их силой, волей, выдержкой. Очень нравилось рассматривать разные ордена и награды, висящие у них на груди. Слушать истории про то, как была заслужена та или иная медаль. Ветераны труда, также, как и боевых действий, в наших глазах были очень мужественны. Ведь мы не раз слышали, что во время войны брак, допущенный на станке, мог привести к тюрьме. Страшно было подумать, какая лежала на них ответственность. Кто-то ведь ушел на фронт совсем ребенком. Но при этом ничуть не отличался от взрослого своими подвигами и трудами.
На прошлой неделе нашей редакции удалось побывать в гостях у почетного гражданина города, участника освобождения поселка Нелидово и района, а многие еще его знают как сына полка Белова Николая Александровича. Слушая его истории, я снова погрузилась в детство. Эти бесценные истории из первоисточника никогда не сравняться с пересказами даже самых лучших рассказчиков. Николай Александрович показывал нам бережно сохраненные документы и газеты с историями, участником которых он является.
Когда началась война, Николаю Александровичу было всего 12 лет. К этому времени он уже умел работать. И служба его началась с помощи по оборонительному строительству. Копали противотанковые рвы, месили цемент. А далее, как ласково говорит сам Николай Александрович, в воинской части его приголубили и стали поручать более важные дела. Он бегал к командиру с письмами в виде треугольников (такие же хранила моя бабушка с фронта от деда). Бегал быстро, что ему очень помогло. Доставлял донесения командиру и возвращался с ответом.
А тем временем немцы подходили все ближе к их поселку. И надо сказать, вели даже пропаганду среди молодежи. Сбрасывали информационные листовки на русском языке. Была команда собрать эти листовки и сжечь на костре. Оборона была слабая, а немцы шли по железной дороге, что еще более затрудняло противостояние им. Сообщения не было, так как было уже почти полное окружение. Приходилось вынужденно отступать. На детей ложилась уже более ответственная работа. С чердака через маленькие окошки с пулеметом наблюдали за передним краем, все записывали и докладывали. Тогда-то Николай Александрович и заметил немецкую захватгруппу. Двоих из них он застрелил, а третьему отрубило руку. Продержались кое-как до темноты, а потом немцы отступили, но ненадолго. Через несколько дней рано утром был произведен налет. И стали искать троих мальчишек, расстрелявших тех немцев. Никто не признался, но двое из тех, кто тогда был на крыше, все же погибли и еще несколько мужчин. Их расстреляли, а Николай Александрович тогда чудом выжил. Его искали, пришли в дом, где он был спрятан и снова всех допрашивали. А мальчик Николай был спрятан под полом, практически под русской печкой, среди картошки. И если бы не эта картошка, пули, выпущенные немцем в пол,отрекошетили бы и убили.
Страшных вещей успели тогда насмотреться люди. Много чего натерпеться. Видимо эти испытания и сподвигли в дальнейшем Николая Александровича уйти на фронт вместе с другими солдатами. Несмотря на то, что мать его не пускала и была против.
А после войны пришла повестка в армию. И Николай Александрович буквально летел с радостью в военкомат, но увидев послужной список, его вернули домой, сказали, что он свое уже отслужил.
Подготовлено Информационнойслужбой Нелидовского благочиния
Добавить комментарий