Работайте, живите!

Работайте, живите!

Васильевой Лидии Алексеевне в этом году, 18 апреля, исполнилось целых 93 года! И как же мы промыслительно попали к ней в гости на следующий день! Как здорово и уютно встретила нас Лидия Алексеевна. Сама она рассказывает, что всегда славилась своей добротой и отзывчивостью и даже имела прозвище среди своих коллег «сестра милосердия». И это очень чувствуется. Так приятно было с ней беседовать. Она с материнской теплотой рассказывала нам о своей жизни, бережно вытаскивала старые военные фотографии и благодарности. На фотографиях всех почти называет по именам. Самый запоминающийся — мальчик лет одиннадцати. Родители погибли во Ржеве, а он ушел с командиром дивизии. Ему даже форму сшили. На войне получил ранения и попал в медсанбат. Вскоре и командира он похоронил, а потом так и остался до окончания войны в медсанбате. А Лидия Алексеевна, несмотря на возраст, горит какой-то необыкновенной жизненной искоркой, которая освещает ее улыбку и придает блеск глазам. У Лидии Алексеевны серьезная травма ноги и позвоночника, но при этом она продолжает по-своему быть активной и жизнерадостной. С Лидией Алексеевной беседовала Тамара Васильевна Доскач.

Лидия Алексеевна, откуда Вы родом?
—Родилась я в Мостовой, а в Нелидово живу с 36 года. В школе училась здесь, в Нелидово, и в армию отсюда пошла. А после армии снова вернулась в родной город и проработала сорок с лишним лет.
Вы ещё учились, когда началась война?
—Я только закончила школу, и война началась. Некоторых учителей расстреляли. Остроухова Евгения Константиновича, который был нашим классным руководителем. А когда вернулась с войны, уже было не до учебы. Отец был болен и за ребятами — младшими братьями — надо было приглядывать.
В армию пошли добровольцем?
—Добровольцем. В то время всех моих сверстников призвали в ФЗО. В деревне моего возраста больше никого не было. Меня оставили дома, так как отец болел и двое малолетних братьев. Работали, перегоняли скот пешком. А вскоре я ушла на войну вместе с медсанбатом, где работала. В красноармейской книжке так и написано: доброволец.
Лидия Алексеевна, как для Вас началась война?
—В 42 году сожгли нашу деревнюБурцево. Сожгли наши же войска при отступлении. Осталась только баня. В это время в Амховицах расположился медсанбат. И мы пошли туда работать. Стирать белье. Стирали перевязочный материал, бинты. Очень тяжелая работа. Немцы быстро наступали, наши отступили. Палатки были брошены, а меня заставили чистить шинели немцам на крыльце канцелярии. Осень была. Было очень страшно. Плакала, боялась бежать. Рассказываю и даже сейчас мурашки по коже. Вышел один из немцев потом и сказал, чтоб я уходила. И уходить было страшно, получить пулю в спину. Убежала, но не домой, а в соседскую баню. Спряталась там. Когда немцы пришли, деревня вся выехала в лес. Людям пригрозили, что если не уйдут, то их расстреляют как партизан. Под елки с больным отцом и двумя младшими братьями. А ночью выпал снег. Народу тогда доставалось. Отец потом ушел с воинской частью как сапожник, а за ним и я ушла с медсанбатом. Мать осталась одна с двумя ребятами. За три года мы протопали Беларусь, Польшу, Украину, Венгрию, Румынию. А назад вернулась только 29 сентября 1945 года. Осталась даже фотография, которую сделала в Москве в день возвращения.
Как обстоял вопрос с питанием во время войны?
—Ели всё. И траву ели. Помню — были солдаты, которые были ранены, носили на себе сухари от самого Нелидово. Я как-то выменяла суп с галушками из ржаной муки (не соленые) на сухарь. После освобождения города оставались разоренные. Мы останавливались с медсанбатом, где придется.
Очень тяжело было в военные годы. Были моменты, когда вы радовались? Что поддерживало ваш боевой дух?
—Жизнь была строгой. Солдат есть солдат. Обычных развлечений у нас не было. Только иногда встречались с ансамблями, разными артистами. Очень радовались, когда до нас доносились вести об освобождении городов.
После возвращения, что Вас ждало дома?
—Баня, дети, голод. Работали, выживали. Ничего не было. Таскали плуги на себе, чтоб картошку сажать. 38 лет проработала в больнице — с мая 47 года.
Лидия Алексеевна, что пожелаете нашей молодежи? Может, наставления какие-то дадите?
—Работайте, живите!
Вот такое скромное и строгое наставление для всех нас от человека, который прошел всю войну. Лидия Алексеевна очень любит читать. И до сих пор читает все, что может еще разглядеть. Дорогую Лидию Алексеевну поздравляем с Днем Рождения и, конечно, с годовщиной Победы! Желаем прожить еще много счастливых лет. Пусть болезни беспокоят как можно меньше, а родные и близкие радуют.
P.S. Очень переживает Лидия Алексеевна, что в деревне Бурцево, возможно, есть захоронение наших солдат. Так как при отступлении там оставались палатки с тяжелоранеными и погибшими. И хоронили погибших в силосную яму, которая тогда находилась за палатками.

Подготовлено
Информационной службой Нелидовского благочиния

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *