Дорога жизни
Уже не в первый раз представителям церкви Балыкинской иконы Божией Матери удается посетить ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Перед 77-й годовщиной освобождения поселка Нелидово от немецко-фашистских захватчиков и 75-й годовщиной снятия блокады Ленинграда Тамара Васильевна Доскач, помощник благочинного по миссионерской деятельности, побывала в гостях у Алексея Прокопьевича Григорьева. В этот раз удалось застать Алексея Прокопьевича в Новоселках у сына.
Светлый, ухоженный двор радует глаз, а в доме чисто, тепло и уютно. С первого взгляда не скажешь, что здесь живут только мужчины. Алексей Прокопьевич встретил гостей с экскурсией по дому, рассказывая с гордостью о сыне с золотыми руками. В доме много мебели, разных предметов и даже икона, сделанные руками Николая Алексеевича в собственном сарайчике на станках собственного изготовления. Как он шутливо говорит, показывая на собственные руки: «Все это изготовил десятью помощниками». Очень интересно наблюдать за отцом и сыном, которые шутят между собой, очень тепло отзываются о матери семейства. Гармоничная, приятная, правильная семья.
Алексей Прокопьевич с 16 лет работал в ФЗО под Мурманском. Он с точностью вспоминает все станции, года, подробности из жизни, будто было все это совсем недавно. Тогда их эшелон строил железнодорожную линию Мурманск-Ленинград. Вывозили их для постройки «Дороги жизни» через Беломорканал, так как остальные пути уже были полностью заблокированы.
В 2018 году Беломорканалу — великой советской стройке, на которой впервые использовали труд заключенных, — исполнилось 85 лет. Канал строили в рабских условиях: по некоторым оценкам, погибли до четверти строителей. Сейчас жизнь вдоль канала продолжается, но сам он давно не востребован. Суда по нему ходят редко: выгоднее доставлять груз по автомобильным и железным дорогам. Единственные люди, для которых канал по-настоящему важен, — его рабочие, которые живут в небольших поселках при шлюзах. Тогда же Беломорканал сыграл важную роль в перевозке рабочих для строительства железнодорожных путей.
Дальнейшие железнодорожные пути еще не были сданы в эксплуатацию, поэтому везли до бригадной станции Идель три недели. Дорога была тяжелой с препятствиями в виде заминированных железно-дорожных путей. Рабочий эшелон также останавливался на станции Быстряги, а три военных эшелона на станции Масельская.
Алексей Прокопьевич стал буквально очевидцем освобождения города Тихвина Ленинградской области.
Благодаря освобождению Тихвина Ленинград не был сдан немцам. С этим тихим провинциальным городком связана одна из первых крупных побед советских войск в Великой Отечественной войне, а Тихвинская операция стала ярчайшей страницей героической летописи. В ходе немецкого наступления, получившего в советской историографии название Тихвинская оборонительная операция, немецкие войска форсировали Волхов, после чего почти сумели выйти к южному берегу Ладожского озера, захватили Тихвин, перерезав железную дорогу — единственный реальный путь снабжения блокадного Ленинграда.
Когда строительный эшелон прибыл под Тихвин, буквально на следующий день после его освобождения, еще можно было видеть улицы, усеянные мертвыми немцами, которых разносили на носилках. Работа же Алексея Прокопьевича состояла в строительстве железной дороги от станции Кабона до Ладожского озера, которая была протяженностью в 32 километра. На это дали срок в двадцать дней. Работали дети с 6 утра до 12 ночи. Расчищали снег и руками прокладывали путь. Шпалы и рельсы клали на промерзшую землю, а весной, когда все начало таять и земля размякла, был случай, когда один из паровозов перевернулся. Алексей Прокопьевич забивал костыли — железнодорожные крепления. Костыль нужно было забить за два удара. И, конечно, в сроки по строительству уложились, а станцию на Ладожском озере строители самостоятельно назвали Коса. За выполнение работы в срок рабочим даже в те времена, по словам А. П. Григорьева, дали хорошую премию, которую они отдали на постройку танков. А далее «Дорога жизни» шла по льду Ладожского озера.
«Дорогой жизни» во времена Великой Отечественной войны называли единственную магистраль, проходившую через Ладогу. В период навигации путь шел по воде, зимой — по замерзшему льду. В сентябре 1941, в результате неудачного старта войны и провала обороны Ленинграда, Германия и союзная ей Финляндия взяли город в кольцо, помимо одного участка — Ладожского побережья. Таким образом, войска и все жители огромного мегаполиса попали в блокаду. Для доставки еды и других грузов необходимо было воспользоваться авиацией или наладить поставку по водному пути. Авиамост создали быстро, однако он не мог полностью «прокормить» Ленинград. Основная ставка была сделана на водный маршрут. Доставить груз по «Дороге жизни» — это титанический труд и невероятные усилия, которые приходилось прикладывать людям под артобстрелом и в состоянии постоянных военных действий.
Машин, которые перевозили груз в Ленинград и вывозил оттуда людей, было около 4 тысяч. Ездили до конца апреля так, что половина колеса погружалось в воду. Множество машин ушло под воду. Возили по льду и шпалы, чтобы провести дорогу от Ладожского озера до Ленинграда. Когда впервые пришел состав по этой дороге, в нем было множество раненых. Люди, которым удалось выбраться из блокадного Ленинграда живыми, выходили из машин и готовы были целовать всех, кто столько работал и рисковал своей жизнью для их спасения. Машины подвергались обстрелам. По ночам не разрешали включать фары и ехать приходилось в кромешной темноте.
В это время Алексею Прокопьевичу довелось поговорить с генерал-полковником Ждановым Андреем Александровичем, первым секретарем Ленинградского обкома партии, членом Политбюро ЦК ВКП(б), одним из соратников Иосифа Виссарионовича Сталина. На жалобы Григорьева А. А. Жданов ответил: «Вторая северная столица в опасности. Враг будет разбит. Победа будет за нами. Но трудности еще впереди».
Весной были забиты сваи и выстроена пристань. Когда работа по строительству закончилась, рабочую бригаду перевели дальше на железную дорогу, а Алексей Прокопьевич ушел добровольцем на фронт в 1942 году. На войне потерял ногу, а после войны работал сапожником. Подшивал валенки, шил сапоги, умел все.
Блокада Ленинграда стала одной из самых черных страниц русской истории. 27 января 2019 года наступит 75-я годовщина снятия блокады. 99,5 тысячи ветеранов-блокадников, проживающих в Северной столице и по всему миру, станут обладателями памятного знака «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
Сейчас Алексей Прокопьевич очень веселый и жизнерадостный, спокойно читает по памяти стихи. Уважаемый Алексей Прокопьевич! Желаем Вам еще долгих лет доброй, здоровой жизни в кругу Вашей замечательной творческой семьи.
Подготовлено Информационной службой
Нелидовского благочиния
Добавить комментарий