77-й годовщине прорыва блокады Ленинграда
Нелидовское благочиние, Приход церкви Балыкинской иконы Божией Матери нынешнюю, 77-ю, годовщину прорыва блокады Ленинграда отметили традиционно под девизом-призывом: «Пока мы помним – мы живы».
Одной из главных акций при этом стало посещение на дому всех ветеранов – блокадников, проживающих в нелидовском крае, с поздравлением их, дарением памятных и сладких подарков и просто общением с ними и членами их семей. Эта акция была организована социальной службой благочиния с непосредственным участием Управления по культуре и спорту Администрации Нелидовского городского округа и его волонтеров. В нелидовском крае сейчас проживает всего лишь 3 человека из числа ветеранов-блокадников. Им, конечно же, необходимы внимание, поддержка, и они всегда благодарны за память о них, об их поколении. А нам, новым, послевоенным поколениям, очень ценны их пронзительные воспоминания о пережитом в период той страшной блокады и борьбе за жизнь, за победу над врагом. Как считает защитник Ленинграда, инвалид войны, бывший пулеметчик Алексей Прокопьевич Григорьев, выжить в тех нечеловеческих условиях ему, 19-летнему пареньку, также как и всем им, помогла, прежде всего, вера и сила духа.
Двое других ветеранов-блокадников, ныне наших земляков (Виноградова Галина Дмитриевна и Колесов Константин Васильевич) пережили блокаду, будучи в детском возрасте. Но они хорошо помнят и с болью говорят о том, как война и блокада в самом страшном своем проявлении зашла в их семью и дом: голод, ледяной холод, постоянные обстрелы, смерть близких на их глазах, отсутствие возможности похоронить умерших, из-за этого — жизнь в одной квартире с мертвыми, а еще — эвакуация на пароходе через Ладожское озеро под страшной авиабомбежкой, где уцелели тоже только чудом.
Для Церкви, также как для большинства людей России, освобождение Ленинграда от блокады, все с этим связанное и ныне значимо и дорого, также как и в те страшные 900 блокадных дней. Поэтому утром 27 января, в день 77-ой годовщины снятия блокады Ленинграда, в церкви Балыкинской иконы Божией Матери города Нелидово была совершена панихида по жертвам блокады и воинам, павшим при защите города. В этот же день церковная социальная служба со своими волонтерами и добровольцами провела в церковных учреждениях информационно-патриотическую акцию с раздачей листовок «27 января – День воинской славы в России, День полного прорыва блокады Ленинграда. Пока мы помним – мы живы».
Галина Ляпина, помощник Нелидовского благочинного по социальному служению и благотворительности.
Историческая справка.
27 января ежегодно в России отмечается День полного прорыва блокады Ленинграда в 1944 году. В нынешнем году этому историческому событию исполнилось 77 лет.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, в день святых Адриана и Наталии, в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Неоднократные попытки прорвать ее увенчались успехом лишь в Крещенский сочельник – 18 января 1943 года, когда в результате наступательной операции «Искра» Красной Армией вдоль южного берега Ладожского озера был прорублен сухопутный коридор (шириной от 8 до 11 километров) на Большую землю. Тогда же, за 17 суток по простреливаемому противником берегу были проложены автомобильная и железная дороги, через который пошли поезда с продовольствием, что серьезно облегчило положение города. Но развить этот успех не удалось: полностью блокада была снята лишь через год, 27 января 1944 года.
По плану Гитлера, город должен был быть стерт с лица земли, а войска, оборонявшие его — уничтожены. Блокада советского Ленинграда не только вошла в нашу историю как одна из самых страшных ее страниц, но и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. По последним подсчетам, за все время блокады умерло не менее полутора миллионов ленинградцев. Но живые продолжали трудиться. Почти 900 дней голода, холода, бомбежек и артобстрелов. И в то же время – страшный и великий всенародный подвиг, постоянные попытки прорвать вражеское кольцо, неусыпный тяжелый труд в городе-фронте, удивительное человеческое самоотвержение.
Историки отмечают, что за период блокады советский Ленинград стал православной столицей. Молитвы и службы в храмах не прекращались. Но еще до начала блокады вокруг храмов стали появляться объединения людей. А когда Ленинград окружили и стали морить голодом и холодом, к религии обратились массово. Вера для ленинградцев была одной из тех нитей, уцепившись за которую, можно было отыскать в себе силы выстоять. Как во времена святых Димитрия Донского и Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была одержанная победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу.
На следующий день после начала войны приходы стали собирать пожертвования на оборону. За 1942 год, по данным из Центрального госархива, верующие ленинградцы передали военным 1 485 000 рублей, за 1943-й – 5 051 000. Кроме денег, в храмы несли теплые вещи для солдат и продовольствие для больных. О том, что все это было очень существенным делом как для выживания блокадного Ленинграда, так и в целом для победы в войне свидетельствует абсолютное изменение отношения руководства СССР к Церкви. Так, например, в телеграмме Сталина, опубликованной в газете «Правда» в мае 1943 года говорится: «Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской епархии, собравшим, кроме внесенных ранее 3 682 143 рублей, дополнительно 1 769 200 рублей на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии».
Одним из самых страшных периодов Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда, его героическая оборона является самым потрясающим массовым подвигом народа и армии во всей истории войн на земле.
Сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.
Считаем необходимым отметить, что блокада Ленинграда является знаковым событием в истории нашей страны, память о котором должна передаваться от поколения к поколению.
Закончить статью нам бы хотелось словами непосредственного участника блокады, академика Военной академии, ректора Московского гуманитарного университета Игоря Михайловича Ильинского «Почему мы говорим о блокаде Ленинграда как единственном, уникальном примере духовной стойкости во всей истории человечества? … Ленинград выстоял и победил. Поэтому Ленинградская блокада ‒ это не только трагедия, но и триумф. Да, Ленинград защищали профессиональные войска. Но и сам Ленинград стал городом-фронтом. Страдая от голода и холода, иногда еле живые, все жители ‒ взрослые и дети ‒ не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись».
*******************************
«Поздней осенью 1941 года в семье Федоровых не осталось еды. Мать несколько дней варила старые газеты и кормила ими детей. Когда те совсем обессилели, женщина вышла на улицу и пошла как в забытьи, несмотря на обстрел. Пробегавший мимо матрос толкнул ее, желая спасти от обстрела, – и мать упала на снег, под которым лежали три иконы – Святителя Николая, Иоанна Богослова и икона Божией Матери, на которой было написано: «Хлебная Пресв. Богородица». Женщина приложила иконы к груди и побрела дальше. Вскоре возле нее остановилась машина, из нее вышел незнакомый военный и вручил ей мешочек с килограммом овса. Только этот мешочек и спас Федоровых от голодной смерти. С тех пор Хлебную икону Божией Матери хранят в семье как святыню».
(Из рассказа протоиерея Геннадия Беловолова).
Хоть и прошло уже 76 лет, но для Церкви, также как для большинства людей России, освобождение Ленинграда от блокады неумолимо значимо и дорого сейчас как и тогда. Поэтому и наше Нелидовское благочиние, его Приход Церкви Балыкинской иконы Божией Матери в нынешнем январе присоединились к Всероссийской акции памяти, посвященной прорыву блокады города Ленинграда. А проходили мероприятия этой нашей церковной акции под девизом-призывом: «Пока мы помним – мы живы».
Утром 27 января, в день 76-ой годовщины снятия блокады Ленинграда, в церкви Балыкинской иконы Божией Матери города Нелидово была совершена панихида по жертвам блокады и воинам, павшим при защите города. Затем церковная социальная служба со своими добровольцами провела в нескольких церковных учреждениях информационно-гражданско-патриотическую акцию с раздачей листовок «27 января – День полного прорыва блокады Ленинграда. Пока мы помним – мы живы».
Важнейшими мероприятиями акции стали посещения на дому нами, представителями Церкви, ее Нелидовского благочиния Ржевской епархии, всех ветеранов – блокадников, проживающих в нелидовском крае, для поздравления, дарения памятных и сладких подарков и, конечно же, личного общения с ними и членами их семей. Ведь вспоминать героические и печальные события истории блокады Ленинграда, подвиг его бойцов, жителей, детей невозможно без самих этих людей. Но уходит время, и уходят блокадники. В нелидовском крае их теперь осталось всего 3 человека. И им тем более необходима внимание и поддержка, в том числе от Церкви, и тем ценнее, пронзительные истории, которыми они делятся.
Защитник Ленинграда, инвалид войны, бывший пулеметчик Алексей Прокопьевич Григорьев в этот раз не только поделился воспоминаниями о тяжелейших сражениях с фашистами за город, о беспрерывных артобстрелах и авианалетах немцев каждый раз уносивших жизни его боевых друзей, об участии в строительстве железной дороги, которое было начато сразу после прорыва блокады 18 января и закончено в рекордно короткий срок, но и очень трогательно рассказал нам о том, как заботливо в тех страшных условиях относился к нему, 19-летнему пареньку, пожилой боец-пулеметчик, называвший его, своего второго номера, «внучок» и следивший, чтобы он вовремя успевал прятаться от летевших вражеских снарядов. Но все же старый солдат не уберег «внучка» — вражеский снаряд раздробил ему ногу, да так, что дальше жить и работать Алексею пришлось с одной ногой. А еще, в ходе беседы, ветеран сказал о том, что выжить в этих нечеловеческих условиях всем им помогла вера и сила духа.
Двум другим ветеранам-блокадникам, ныне нашим землякам, пришлось пережить блокаду в детском возрасте. Их воспоминания были о том, как война и блокада в самом страшном своем проявлении зашла в их семью, квартиру, дом: голод, ледяной холод, постоянные обстрелы, смерть близких на их глазах и потом жизнь в одной квартире с ними, мертвыми, из-за невозможности похоронить. А еще, как например, у Константина Васильевича Колесова — эвакуация на пароходе через Ладожское озеро под страшной авиабомбежкой, когда погибли все находившиеся на верхней палубе, а они, находясь внизу, чудом уцелели.
Эти воспоминания и другое пережитое, по признанию этих наших трех собеседников-ветеранов сделали для них день 27 января праздником со слезами на глазах все прошедшие 76 лет. Как оказалось, даже время не в силах затянуть те блокадные раны души. И хотя воспоминания в ходе встреч с нами снова растревожили их души, но все же этими встречами сами ветераны и члены их семей остались довольны, благодарили нас за поздравление с праздником, за подарки и за внимание.
А еще за то, что вместе мы вспомнили героические и печальные события нашей общей истории и их жизни, вспомнили подвиг воинов Великой Отечественной войны, жителей, детей блокадного Ленинграда и почтили вместе память погибших и умерших в те страшные дни войны и блокады.
Галина Ляпина, помощник Нелидовского благочинного по социальному служению и благотворительности.
«Поздней осенью 1941 года в семье Федоровых не осталось еды. Мать несколько дней варила старые газеты и кормила ими детей. Когда те совсем обессилели, женщина вышла на улицу и пошла как в забытьи, несмотря на обстрел. Пробегавший мимо матрос толкнул ее, желая спасти, – и мать упала на снег, под которым лежали три иконы – Святителя Николая, Иоанна Богослова и икона Божией Матери, на которой было написано: «Хлебная Пресв. Богородица». Женщина приложила иконы к груди и побрела дальше. Вскоре возле нее остановилась машина, из нее вышел незнакомый военный и вручил ей мешочек с килограммом овса. Только этот мешочек и спас Федоровых от голодной смерти. С тех пор Хлебную икону Божией Матери хранят в семье как святыню».
(Из рассказа протоиерея Геннадия Беловолова)
Добавить комментарий