Постимся постом приятным

Постимся постом приятным

26 февраля весь православный мир праздновал последний день Масленицы и самое главное — Прощеное воскресенье. По всему миру люди просили друг у друга прощения за возможные обиды. Чтобы достойно встретить Великий пост с покаянием и радостью. В Нелидово также прошла служба с чином прощения. А священнослужители храма Балыкинской иконы Божией Матери подготовили для прихожан и наших читателей пастырские наставления, чтобы мы постились постом приятным и богоугодным.

Протоиерей Андрей Крылов: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (Стих, в понедельник Великого поста).
Следует ли из этого, что строг устав Великого поста и соблюдать его невозможно? Ответы на этот вопрос мы найдем в Святоотеческой литературе.
«…Пост составляет не телесное, а духовное упражнение. Если бы он был телесным упражнением, то питал бы тело. Если же он истощает, утончает и иссушает тело, то, значит, не составляет телесного упражнения».
«Толстое чрево не родит тонкого смысла»(свт. Иоанн Златоуст).
«…Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством жизни, ввели этот великий рой зол, и сверх того повреждают собственные тела свои» (свт. Василий Великий).
«Кто не радит о посте, приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?»(прп. Исаак Сирин).
«Помоги вам Господи провести его душеспасительно. Не слишком налагайте. Сил не достанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание, и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою» (свт. Феофан Затворник).
«Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила. Но и опять повторю, что нужда мудрена. Мы не выше святого Иоанна Златоуста, которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. K стыду своему должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам все сказанное, как бы в свое оправдание. И к сказанному прибавлю евангельское слово Самого Господа: «Kто может вместить, да вместит». (Мф. 19, 12)»(прп. Амвросий Оптинский).
Почему же такие разногласия у святых отцов? На этот вопрос найдем ответ у священномученика Петра Дамаскина: «…Бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое, и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность. И опять один говорит одно, а другой другое о том же самом изречении Писания Божественного, ибо часто и то и другое внушила Божественная благодать сообразно с временем и состоянием людей».
И в заключение бы хотел сказать словами прп. Паисия Святогорца: «Если, подвизаясь, мы чувствуем душевную тревогу, то должно знать, что мы подвизаемся не по-Божьему. Бог — не тиран, чтобы нас душить. Каждому следует подвизаться с любочестием, в соответствии со своими силами. Надо возделывать в себе любочестие для того, чтобы возросла наша любовь к Богу. Тогда человека будет подталкивать к подвигу любочестие, и само его подвижничество, то есть поклоны, посты и подобное этому, будет не чем другим, как преизлиянием его любви. И тогда он с духовной отвагой будет идти вперед.Следовательно, не нужно подвизаться с болезненной схоластичностью, чтобы потом, отбиваясь от помыслов, задыхаться от душевной тревоги, нет — надо упростить свою борьбу и уповать на Христа, а не на себя самого. Христос — весь любовь, весь — доброта, весь — утешение. Он никогда не душит человека».
Протоиерей Сергий Малышев: Пост и молитва — это два основных оружия, которые нам даны против наших страстей. Поэтому в дни поста просто необходимо уделять внимание и пищевому посту, и, в первую очередь, духовному посту. Но, как известно одно без другого не ходит. Духовный пост очень сложно держать без телесного поста. И если сказать, что я пощусь духовно, но не пощусь телесно, то это будет противоречить учению святых отцов. Конечно же, наш век нельзя сопоставить с IV или V веками. Тогда люди были более духовные и физически сильные. Им пост был необходим для того, чтобы сдержать буйность плоти, чтобы не согрешить. Современный же человек слаб и немощен. У нас нет ни силы, ни воли. Все в значительной степени ослаблено. Поэтому для того, чтобы наша воля начала работать и работать в нужном направлении, нам необходим пост. При этом мера поста у всех совершенно разная. Кому-то легче отказаться от пищи вообще и пить одну воду, а кому-то сложно отказаться от очередной котлетки. Сила работы над собой здесь может быть совершенно неравнозначная. Что касается устава Церкви, то он рассчитан больше на монахов, где церковь рядом, келья рядом. В нашей же мирской жизни это значительно тяжелее сделать, но все же от мясной и молочной пищи нужно отказаться. Святые отцы пишут, что тяжелая пища не дает совершиться молитвенному подвигу, потому что появляется сонливость, леность, тяжесть в теле. Кто-то из постящихся будет питаться без растительного масла, кто-то будет заниматься сухоядением. Здесь важно определить для себя меру поста и придерживаться ее. Часто возникают вопросы о том, можно ли ходить в гости во время поста. Близким людям не стоит отказывать в посещении. Только заранее предупредить хозяев о том, что вы соблюдаете пост. Так же ограничить себя в развлечениях. Либо перенести поход в гости на воскресенье, где существуют определенные послабления в посте. Таким образом, такое посещение своих близких будет и делом любви, и делом миссионерской проповеди. Но в первую и последнюю неделю Великого поста лучше, конечно, отказаться от посещения гостей и всяческих мероприятий.
Во время поста так же необходимо отказать от развлечений, которые занимают у нас много времени. Мы все жалуемся на нехватку времени. Нет времени помолиться, нет времени сходить в храм. Нужно уметь находить это время. Если мы выключим телевизор и интернет, то у нас появится полчаса, час, два, а у кого-то и три, которое мы сможем посвятить молитве. Еще во время поста неплохо наладить семейное чтение Священного Писания, жития святых. Я бы также не рекомендовал увлекаться чтением состава продуктов. Можно ли тот или иной продут есть в пост? Некоторые так увлекаются в пост погоней за постным майонезом, что это становится очередным идолом.
Важно в течение поста бороться с какой-то страстью. Необходимо в пост положить начало, а после Пасхи продолжить борьбу, чтобы все наработанное во время поста не растерялось в светлую седмицу, а сохранилось в будущей жизни. Очень часто радость от Воскресшего Христа у нас подменяется радостью от вкушения непостных продуктов. Так не должно быть. Истинная радость — в Воскресении Христовом и нашем спасении через Него.
Иеромонах Николай (Голубев): Господь все время напоминает нам о необходимости прощать ближних, как говорится в молитве: «…и прости нам долги наши, якоже и мы прощаем должником нашим…». Видимо, в падшей природе человека находится обида и неумение, нежелание прощать ближних. Это, действительно, непросто. Нам известно, когда Адам с Евой согрешили в Раю, то они, вместо того, чтобы просить прощения у Бога, начали валить вину друг на друга. Нам всегда кажется, что мы ни в чем не виноваты. Когда мы совершаем что-то плохое, то первая мысль возникает о том, на кого бы свалить вину. Святые же люди брали на себя вину и ответственность за те события, которые происходили вокруг них. Они считали себя виноватыми. Даже если кто-то на них прогневался, они признавали вину и просили прощения, потому что не хватило мудрости избежать данной ситуации. Но это свойство совершенных. Мы же далеко от этого совершенства, к которому призваны стремиться. В Прощеное воскресенье нужно простить ближнего. Для этого существует очень трогательный чин. В монастырях он проходит ежедневно вечером. Монахи после вечернего богослужения испрашивают друг у друга прощение.
Когда Господь призывает нас к прощению обид, Он нас призывает к тому, чтобы нам жилось легче. Если мы будем жить с обидами, с гневом внутри себя, то мы, в первую очередь, разрушаем самих себя. Если у нас кирпич на душе, то тяжело с кирпичом ходить. Так вот и мы с этими кирпичами- обидами, гневом ходим целыми днями. И, конечно, в первую очередь, портим жизнь самим себе. Часто бывает так, что человек, на которого мы обижаемся, на которого гневаемся, и знать не знает об этом. Есть такая присказка: «Мужик злился на Москву, а Москва и не знала». Прощеное воскресенье неспроста установлено Церковью, чтобы мы увидели еще раз накануне Великого поста свое глубокое несовершенство духовное. Если мы, имея обиды и злость, не можем простить, то Господь указывает нам на нашу гордыню. Пост установлен Церковью не зря. Если сегодня мы не можем испросить прощения перед теми людьми, перед кем действительно виноваты, давайте посвятим этот пост тому, чтобы перебороть себя. Перебороть в себе эту злость, эту гордость и эти обиды. И чтобы это время поста прошло для нас, действительно, с духовной пользой.

Подготовлено Информационной службой Нелидовского Благочиния.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *